О наркозе

Решетникова Вера Ивановна
Анестезиолог-реаниматолог
Врач высшей категории

Анестезия — состояние, при котором на фоне потери или сохранения сознания частично либо полностью утрачиваются ощущения, и поэтому отсутствует боль.

Обезболивание или анестезия может быть общей и местной.

При незначительных по объему операциях, как правило, применяется местная анестезия. Она заключается во введении с помощью шприца в зону выполняемой операции или в область периферических нервов, контролирующих болевую чувствительность зоны операции, специального вещества, местного анестетика (лидокаин, ксилокаин, маркаин и др.), которое на время выключает болевую чувствительность. Во время операции под местной анестезией пациент находится в сознании, он видит и слышит все, что происходит в операционной, он также может ощущать все прикосновения хирургов (не боль), а иногда и испытывать незначительные болевые ощущения.

Местная анестезия может быть инфильтрационной (в ведение анестетика непосредственно в зону разреза и операционных манипуляций), проводниковой (введение анестетика в область крупных нервов) и комбинированной. После прекращения действия местной анестезии, после малых операций, пациенты, как правило, испытывают незначительную боль в зоне операционной раны. Для снятия этих болей обычно достаточно принять обезболивающее, которое пропишет Вам Ваш лечащий доктор. В нашей клинике большинство операций проводятся под общим наркозом. Клиника оборудована современной наркозной аппаратурой, мониторами для слежения за состоянием пациентов во время наркоза (операции) и в послеоперационном периоде. Для проведения наркоза используются новейшие лекарственные средства, методики проведения наркоза и инструментарий ведущих фирм мира. Дозированное введение препаратов для анестезии осуществляется с помощью специальных аппаратов, так называемых инфузоматов, которые помогают вводить расчетные дозы лекарств максимально точно и предупреждать их передозировку. Но, несмотря на это, пациентам всегда надо говорить правду о возможных реакциях и осложнениях, которые могут возникать в начале наркоза, во время его проведения, на выходе из наркоза и ближайшем послеоперационном периоде.

Организм человека загадочен и до конца не изучен, и никто не сможет спрогнозировать, как он будет реагировать даже на самые современные препараты. Кроме того, качество наркоза зависит не только от современных препаратов или аппаратуры, качество наркоза зависит в первую очередь от квалификации анестезиолога, насколько грамотно он сумеет подобрать самый подходящий вид анестезии для каждого пациента при конкретной операции и от его умения грамотно проводить наркоз.

При первом разговоре анестезиолога с пациентом, доктор ведёт беседу, а не устраивает допрос. Надо просто понимать пациентов и помнить о том, что они пришли к нам за помощью. Анестезиолог разговаривает с пациентами не как врач, а как друг, чтобы пациенты ему доверились, и тогда пациент сам рассказывает всё, что нужно знать анестезиологу, для правильного подбора необходимых препаратов и качественного проведения наркоза. В беседе анестезиолог объясняет пациенту, какой вид анестезии лучше подойдёт конкретно ему (пациенту) при данной операции, и какие реакции и последствия могут быть, почему и когда чаще всего они возникают, и что анестезиолог собирается предпринимать, чтобы ничего подобного не случилось (для профилактики). Каждый анестезиолог знает, что после любого наркоза могут быть: тошнота, рвота, мышечная дрожь и т.д. Но при правильно собранном анамнезе, оценке состояния, пациента и правильном выборе вида анестезии и подборе дозировок препаратов, восстановление происходит быстро и в спланированные сроки.

В клинике используются все современные методы анестезии, применяемые в мировой практике. Однако, мы сторонники тотальной внутривенной анестезии (ТВА) на самостоятельном дыхании с ингаляцией увлажнённого кислорода, поскольку этот метод проведения наркоза более щадящий, нежели эндотрахеальный (интубационный) наркоз и такой же надёжный со стороны обеспечения проходимости верхних дыхательных путей и безопасности для здоровья и жизни пациента. Поэтому большинство операций осуществляется под тотальной внутривенной анестезией (внутривенным наркозом); в зависимости от области операции по необходимости используем различные воздуховоды или ларингеальную маску, которые предотвращают западение языка, тем самым гарантируют проходимость верхних дыхательных путей и позволяют пациенту свободно самостоятельно дышать во время операции.

Но в определённых ситуациях, в частности при операциях по коррекции носового дыхания (септопластика, вазотомия, эндоскопических операциях на околоносовых пазухах и т.д.) методом выбора является интубационный наркоз, поскольку операции достаточно травматичны и присутствует большой риск нарушения проходимости верхних дыхательных путей (аспирации). Но при первом и втором методе проведения анестезии, для ингаляции и вентиляции лёгких используем только увлажнённый кислород.

В отдельных случаях хорошо себя зарекомендовал такой вид обезболивания, как перидуральная (эпидуральная) анестезия. Такой вид анестезии широко распространён в мире, особенно в акушерстве для обезболивания родов. Перидуральную анестезию возможно применять при операциях на нижних конечностях, липосакции живота, абдоминопластике; она позволяет адекватно обезболить ту зону, на которой выполняется операция, при этом пациент может оставаться в сознании или находиться в состоянии физиологического сна.

Перидуральная анестезия особенно показана если:

• Пациент болен гипертонией, поскольку этот вид обезболивания хорошо расширяет ёмкостные
    сосуды (вены) ниже уровня укола, в результате чего снижается давление.
  • Пациентам с сахарным диабетом, уровень сахара в крови заметно снижается, хотя механизм
    действия пока ещё до конца не изучен, но — это факт.

Неотъемлемой частью работы анестезиолога является послеоперационное наблюдение, которое включает в себя обеспечение приятного, спокойного пробуждения без негативных воспоминаний об операции, адекватное обезболивание, профилактику тошноты и рвоты. После операции, в палате, пациенты находятся под неусыпным наблюдением врачей и медицинских сестер с постоянным аппаратным мониторингом основных жизненных показателей. Для этого все палаты в клинике оснащены следящей медицинской аппаратурой и централизованной подачей кислорода для ингаляции.

Таким образом, для каждого пациента и для каждой операции мы разрабатываем отдельный план, индивидуальный подход и этим даем возможность хирургам клиники выполнять операции любой сложности и продолжительности, не нанося вреда организму пациента.

357100, Россия, Ставропольский край, г. Невинномысск,пер. Клубный, 8
Место расположения